«АЙ ФАК. ТРАГЕДИЯ»: выйти из Фейсбука в Москва-Сити

Чтобы увидеть новый уникальный спектакль Константина Богомолова по нашумевшему роману Виктора Пелевина «iPhuck 10», созданный в соавторстве с молодыми талантливыми артистами Мастерской Дмитрия Брусникина, нужно идти не в легендарный МХТ имени А.П. Чехова, не в именитую «Табакерку» и даже не в модную «Практику». В очередной раз режиссер доказал, что театральная сцена не имеет границ, и перенес действие постановки «АЙ ФАК. ТРАГЕДИЯ» в самое сердце современной столицы – одну из башен международного делового центра «Москва-Сити» на Пресненской набережной «Меркурий-сити-тауэр».

 

С легкой руки волшебницы Ларисы Ломакиной – главного художника спектакля, в соавторстве с которой Богомолов уже создал множество прекрасных работ, – лофт из стекла и бетона на 4 этаже небоскреба превратился в галерею современного искусства. На стенах полотна, изображающие клетки крови, обнаженную натуру и портреты людей, напоминающих персонажей из комиксов. Напротив гигантского экрана с логотипом спектакля огромная скульптура белого (гипсового?) носорога в ослепительно-красной подсветке. Реквизит в спектакле монументален: пара кресел, верстаки и подиумы. Разумеется, из недвижимых бетонных блоков.

 

Для полного погружения в атмосферу постановки в баре перед началом спектакля зрители могут попробовать вкуснейшие коктейли, названные именами главных героев романа Пелевина, а вместо звонков в зрительные залы публику пригласит громоподобная симфония Штрауса.

 

Зрительных залов в одном спектакле и в самом деле три. В каждом из секторов на своих местах сидят зрители. А артисты перемещаются в пространстве, переходят из сектора в сектор. Такая идея разделенного пространства делает акцент на виртуальности общения главных героев, они всегда в разных зонах лофта, всегда общаются через большие экраны и встречаются лишь один единственный раз. И стоит произойти встрече – выходу из злополучного «Фейсбука» – происходит трагедия.

 

Главные роли в «АЙФАК. ТРАГЕДИЯ» исполняют давно и горячо любимые Богомоловым актеры Дарья Мороз и Игорь Миркурбанов. Рядом с ними абсолютно новые и свежие краски – молодые, талантливые и уже успешные артисты Мастерской Брусникина, билеты на их спектакли в ЦИМе и «Практике» уже бывает крайне сложно достать.

 

К тексту – главному бриллианту романа Пелевина – режиссер отнесся бережно, оставив блистательные, наполненные, гигантские монологи героев практически нетронутыми. Персонажи, живущие в уже не столь далеком будущем – второй половине ХХI века, говорят о многообразии и равноправии гендеров, современном искусстве, взаимоотношениях авторов и слишком уж многочисленных критиков. В приличном обществе даже ирония в их адрес недопустима, но автора это не останавливает, скорее раззадоривает, и он грубо, но честно глумится над ними. Центральная идея – переход от личных взаимоотношений к цифровым, причём буквально во всем. По предсказаниям Пелевина в ближайшем будущем даже секс станет постыдным делом, его результат заменит искусственное оплодотворение, а для самого процесса изобретут два ультрасовременных механизма, iPhuck и андрогин.

 

Главные герои романа и спектакля – Порфирий Петрович и Маруха Чо. Порфирий и не человек вовсе. Он – искусственный интеллект, одновременно полицейский и автор детективных романов. Маруха – известный искусствовед. Она арендует Порфирия в личное пользование для розыска предметов искусства «гипсового века» – такое название дал автор нашей с вами эпохе. Герои взаимодействуют, получают друг о друге все новую и новую информацию. Ведь в эпоху оцифрованного существования информация – главный инструмент всего и вся. Искусственный интеллект Порфирий оказывается слишком мощным, слишком проницательным. Открыв тайны Марухи он практически обрекает себя на гибель.

 

На удивление, главным в истории оказывается вовсе не лихо закрученный сюжет, а язык, которым история рассказана зрителю, средства, с помощью которых она раскрывается. Разговоры героев с многочисленными аналитиками, художниками и критиками одновременно затягивают внимание зрителя в искусно сплетенную паутину действа и ведут за собой сквозь тернии реалий условно выдуманного автором будущего. Но даже на этом фоне взрывной волной сметают публику ярчайшие монологи Порфирия – Миркурбанова. А Дарья Мороз проживает за два часа спектакля потрясающую трансформацию «бабы с яйцами» в любящую, но израненную женщину.

 

Все монологи в спектакле неимоверной силы. Их хочется записать и препарировать (или просто прочитать/перечитать роман Пелевина). Единственное, о чем можно начать сожалеть в процессе просмотра спектакля, что во время очередной блистательной тирады ты не всегда можешь видеть глаза артиста, приходится довольствоваться лишь его цифровым изображением на экране. Но на то оно и полное погружение в атмосферу губительной виртуальности.

 

Нет смысла скрывать, что посмотреть «АЙФАК. ТРАГЕДИЯ» из первого ряда дорогого стоит (сидеть глаза в глаза с Порфирием на его центральном монологе – все равно, что посетить один из самых захватывающих дух аттракционов в мире!). Однако билетов именно в заветный первый ряд вы никогда не найдете на сайте Мастерской Брусникина. Купить их можно исключительно на сайте генерального партнера проекта – «Синергия».

 

Новый спектакль Богомолова и Мастерской Брусникина – проект достаточно краткосрочный. Создателями запланировано всего 20 показов, и премьерный декабрьский блок уже позади. Возможно, не стоит затягивать с походом на эту то ли фантасмагорическую, то ли до боли погружающую в реальность постановку, особенно если вы – поклонник книг Виктора Пелевина или ценитель творчества Константина Богомолова, любите Дарью Мороз и Игоря Миркурбанова, пересмотрели все спектакли «брусникинцев» или просто любите новый, свежий, умный, современный театр. Ведь в этих случаях вас не испугает ни нецензурная лексика, ни демонстрация на огромном экране откровенного фильма под «Похоронный марш», ни откровенный взгляд на то, как виртуозно человек разрушает себя и окружающую его вселенную.

 

Наталия Каминская специально для Musecube
Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.