Апельсины из Марокко

Использовано фото с официального сайта театра

18 января в Театре на Литейном состоялся очередной показ спектакля «Апельсины из Марокко» по одноимённой повести Василия Павловича Аксёнова. Это произведение было написано в начале 60-х, оно точно зафиксировало атмосферу того времени, романтику трудовых строек эпохи развитого социализма. Тем не менее, спектакль выглядит вполне современно, совершенно без привкуса нафалинового ретро. Вечная история о любви, хотя и с поправками на эпоху.
События развиваются на Дальнем Востоке. Одновременно мы видим несколько историй, в которых удивительным образом переплетаются судьбы обычной молодёжи, инженеров, моряков, бурильщиков, служивых, бичей, алкоголиков, — социум во всём её разнообразии. Все эти люди собираются вместе, когда едут в Талый за апельсинами, которые привезли из Марокко на корабле. Да, да, специально для этого! Ведь тогда нельзя было пойти в ближайшую «Пятёрочку» и купить фрукты в любом количестве.
Структура спектакля выстроена почти математически: вступление, когда все герои по очереди представляются, несколько кульминаций и концовка, где описана дальнейшая судьба персонажей. На сцене — большая декорация в виде грузового контейнера с надписями «Шлакоблоки», «Фосфатогорск», «Братск», «Марокко». В начале спектакля из-за кулис вальяжно выходят музыканты (два гитариста, перкуссионист и певица) и поднимаются на своё место. Время от времени они вступают с музыкальной темой, создавая саундтрек к происходящему. В центре сцены — некое сооружение, которое превращается то в нефтяную скважину, то в танцплощадку, то в каюту корабля, то в кухню, а то и в кровать. Мизансцены меняются довольно быстро, истории развиваются параллельно, всё объединяется персонажем на лыжах, который возвещает о том, что пора ехать за апельсинами. Апельсинов в спектакле действительно много — ими завалена почти вся сцена и даже навес, символизирующий, по-видимому, звёздное небо, тоже полон этих оранжевых фруктов.
Ключевая сцена — вечер танцев в единственном на весь городок кафе «Маяк». Тут собираются все персонажи, и каждый герой полностью раскрывается перед зрителями. Неожиданно мы видим ещё одну важную фигуру повести — официантку Симу. В начале она кажется смешным персонажем, а затем неожиданно становится трагическим. Вообще, контрастов в этом произведении хватает, об этом даже говорит такая ремарка, произнесённая певицей: «Текила, сомбреро… Но… ШЛАКОБЛОКИ!» Спектакль довольно точно воспроизводит повесть Василия Аксёнова, однако в то же время похож на некую фантазию, сочинение на тему. Возможно, такова задумка режиссёра Андрея Сидельникова. В нём много веселья, лёгкости, танцев, песен, но и немало грусти и даже драматизма. Ведь апельсин в искусстве не всегда символизирует солнце. Например, в «Крёстном Отце» это символ смерти. Впрочем, здесь никто не умирает, всё оканчивается вполне на позитивной ноте, а артисты в конце спектакля раздают зрителям фрукты.

 

Александр Рамонов, специально для Musecube.

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.