Что значит быть на высоте?

Фото Ксении Шамсудиновой из официальной группы СХТ

23 июня Социально-Художественный Театр представил премьеру спектакля TOPGIRLS, которая состоялась на площадке «ЦЕХъ» по пьесе британского драматурга Кэрил Черчилль, внёсшего свой вклад в вечную дискуссию о месте женщины в современном мире.

 

«Спектакль позволит каждому зрителю заглянуть внутрь себя и увидеть суть своих проблем», — считает режиссёр Галина Жданова. В «копилке» её достижений множество таких наград, как премия «Золотой Софит» в номинации «лучший режиссерский дебют» и «лучший спектакль большой формы», номинация на премию для молодых «Прорыв» за лучшую режиссуру к спектаклю «Ромео и Джульетта» и многое другое. За плечами Галины большое количество театральных работ, где она также принимала участие как актриса. А с недавних пор Галина Жданова проявляет особый интерес к экспериментальной зоне на стыке театра и гештальта. И сейчас она решила взяться за постановку одной из самых феминистических пьес «Top Girls», добавив в неё щепотку юмора и экспрессии.

 

Театр «ЦЕХъ», в котором происходило действо, представляет собой весьма необычное лофтовое пространство. Вероятно, ранее оно было промышленным зданием, и недавно превратилось в очень неординарное творческое место: обшарпанные стены, приглушённое освещение, ступеньки вместо привычных мягких сидений, свойственных театру. Все это навивает атмосферу таинственности и невольно вызывает любопытство. Заходя в зрительный зал, гости могли наблюдать минимальное количество декораций и девушку, вращающуюся на рабочем стуле и печатающую что-то на ноутбуке. Это была главная героиня постановки, которая даже до начала представления с головой была погружена в работу.

 

«TOPGIRLS» — название карьерного агентства, в котором работает Марлин. Название выбрано неслучайно. Речь в спектакле идет о «топовых» девушках, находящихся на вершине успеха, первых во всем. Но всё ли так положительно, как кажется на первый взгляд? Чем им пришлось пожертвовать, какой ценой расплатиться за успех – главный вопрос пьесы Кэрол Черчилл.

 

Забивая себя в рамки, женщина чувствует эмоциональное давление и уязвимость, что порождает особые конфликты в личной жизни. Эпицентром накопившейся отрицательной энергии является Марлин, которая, ссорясь со своей сестрой, употребляет множество ненормативной лексики, вступает с ней в перебранки и даже драку. Повышенные тона актёров заставляют зрителя почувствовать напряжение и молча слушать, будто боясь попасться под горячую руку. Конфликты в спектакле занимают особое место. Это несложно ощутить, так как энергетика актёров говорит сама за себя.

 

Чтобы добиться такого мощного эффекта, с актёрами была проведена колоссальная работа. Стоит отдать должное известному петербургскому гештальт-терапевту и музыканту Ольге Плистик. Вместе с командой актёров СХТ Галина и Ольга создали пространство осознанности и аутентичного существования. С актёрами проводили вокально-телесные тренинги, исследовали естественное звучание, учились выявлять истинные чувства, проживать их, а не блокировать. Тренинг дал нужное ощущение актёрам, благодаря которому спектакль получился эмоционально сильным и глубоким.
Первый акт спектакля больше был похож на перформанс, и зрители не сразу могли понять происходящее на сцене. Но в дальнейшем всё встало на свои места.

 

Первая сцена, развернувшаяся перед нами — это званый ужин, на котором Марлин в кругу известных исторических личностей празднует своё повышение по службе. Среди присутствующих — Папесса Иоанна, Ниджо, наложница японского императора, ставшая впоследствии буддийской монахиней, Безумная Грета с картины Брейгеля, бедная крестьянка, жена маркиза Гризельда и путешественница Изабелла. Каждый из этих гостей оказывается здесь неслучайно. Их истории, несмотря на различия в социальном положении и времени существования, напрямую пересекаются с современностью. Все героини уже проходили через то, с чем только сейчас сталкивается Марлин и её семья.

 

Главный вопрос представления — выбор каждой женщины между функцией биологической и собственным призванием. Но посвящен этот вопрос не только женщинам, но и мужчинам. За три часа спектакля были подняты все волнующие вопросы на эту тему, а также подробно и психоаналитически описаны различные виды потери человеком контакта с миром и самим собой. Финальная сцена конфликта двух сестёр оставляет вопрос открытым, но зрители и без того понимают, к чему приводят многочисленные жертвы женщины в пользу карьеры.

 

Анастасия Дергаева специально для Musecube

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.