Довлатов. P.P.S.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Сегодня тексты Сергея Донатовича Довлатова читают все. Те, кто даже в детстве не застал эпохи, которую так подробно и образно сохранил автор, видят в нём то, чего в свое время могло не увидеть старшее поколение. Поэтому постановки по рассказам писателя в исполнении молодых актеров выглядят особенно свежо, живо и интересно.
Именно такой чудесный коктейль под названием «Довлатов. P.P.S.». из искрометных юмористических произведений и игры начинающих актеров оценили зрители театра «Мастерская» 13 января.

«Довлатов. P.P.S.» — это лишь третий по счету полноценный спектакль молодых артистов, которые выпустились из РГИСИ в июне 2018-го года. Во время обучения у актёров была учебная работа с текстами современной прозы по сценической речи по текстам Довлатова. Студентов крайне увлекли произведения советского писателя, и они решили, что сделают общий материал по его творчеству. Показав плоды своих трудов на экзамене, они поняли, что могут вырастить из него спектакль. Так и сделали. А руководила работой их педагог по сценической речи Алла Зимина.

Литературной основой спектакля стали рассказы Сергея Довлатова: режиссер выделил в них историю о взаимодействии писателя и реальной жизни, подбрасывающей ему сюжеты, об ответственности перед читателем, о взаимоотношениях с персонажами.
Постановка длилась 3 часа с антрактом, и за это время 12 колоритных произведений автора превратились в красочные этюды под эгидой кистей молодых творцов. На сцене развернулся целый исторический путь Довлатова: от советской жизни, упорно пытающейся приткнуть творческий порыв писателя жесткой цензурой, до эмиграции в США и, в конечном итоге, ностальгии по родине.

В спектакле практически не были задействованы декорации — все выдержанно и минималистично. Лишь столы и стулья являлись соучастниками действия. Стоит заметить, что большинство постановок по произведениям Довлатова исполняются с небольшим количеством декораций. Идея такого минимализма, вероятно, заключается в том, чтобы не отвлекать внимание на лишние детали, а концентрировать внимание зрителя на главном: ироничных персонажах, картине советской жизни и собственной философии писателя.

Актеры, задействованные в спектакле, только начинают раскрывать в себе артистов, но уже умело и тщательно вживаются в каждую роль. Их эмоции и энергетика мгновенно захватывают зрителя и погружают в атмосферу довлатовских произведений.
Так, ироничная и одновременно лирическая зарисовка «Дорога в новую квартиру», в которой заурядная бытовая сцена переезда обретает черты сентиментального путешествия, постепенно наполняется голосами и характерами персонажей, оттеняется их мечтами, иллюзиями и надеждами. Влюблённые герои Михаила Гаврилова и Анастасии Стебневой, Ричарда Ардашина и Кристины Куца, Сергея Панькова и Саймы Висти буквально не позволяли оторвать от себя глаз, прекрасно отражая чувства и эмоции людей в порыве высоких чувств.
Совершенно иные темы затронули герои постановки «Встретились, поговорили». Головкер (Никита Капралов) и Лиза (Дарья Соловьева) сначала навевали на зрителя ощущение безысходности: в сцене затрагивалась тема человеческих взаимоотношений, эмиграции и жизни после этого. Дарья Соловьева весьма точно приблизилась к образу довлатовской героини Лизы, сыграв её максимально дерзкой и отвязной барышней. Герой Никиты Капралова в первой части сцены — застенчивый, тихий и невзрачный, впоследствии превратился в смелого и амбициозного иностранца, роль которого исполнил Кирилл Гордлеев. Смена актёров ещё более контрастно подчеркнула перемену в герое постановки.
Примером ещё одной стороны творчества Довлатова стал этюд «Когда-то мы жили в горах». Лиризм уступил место эпическому повествованию, настолько серьезно-комичному, что казалось, это реальная история, до предела сдобренная анекдотами. Фома Бызгу в роли Дяди Арменина со своим исконно армянским акцентом и манерами то и дело заставлял зал разразиться смехом и аплодисментами.

Спектакль пролетел на одном дыхании. За это время зрители вместе с актерами прожили практически весь творческий путь писателя, получив массу эстетического наслаждения.
Беспощадная наблюдательность, язвительное остроумие, безграничная любовь, запредельная нежность. Всё это – проза Сергея Довлатова. Немного романтика, немного сатирика и большого гуманиста — он предстал перед читателями как новый Чехов своего времени и не утрачивает популярность по сей день. А новые постановки с участием молодых актёров ещё сильнее подогревают чувства почитателей его творчества.

 

Анастасия Дергаева, специально для Musecube.

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.