Каждой розе нужен свой Маленький принц

Для Александра Грина повесть «Алые паруса», написанная в Петербурге в непростом 1922 году, бесспорно, стала важным нравственным ориентиром. Вера в любовь, бескомпромиссное умение ждать и тогда и теперь помогают человеку выдержать жестокие удары судьбы.
ТЮЗ имени А.А. Брянцева готов предъявить свою точку зрения на философскую притчу Александра Грина. Премьера мюзикла «Алые паруса» состоялась на сцене театра совсем недавно — 25 января. Режиссер мюзикла Сусанна Цирюк — одна из ведущих постановщиков в мире музыкального театра России. В основе работы — либретто Михаила Бартенева и стихи Андрея Усачева. Музыка Максима Дунаевского, исполняемая оркестром «Таврический» во главе с дирижером Михаилом Голиковым, придает лирико-драматическое звучание либретто и пропитывает пространство спектакля фантастической энергией.
Талантливая труппа ТЮЗа имени А.А.Брянцева впервые столкнулась с такой невероятно сложной творческой задачей: в мюзикле практически отсутствует прозаический материал, сюжетные линии развиваются благодаря музыкальным композициям. А это значит – нужно петь постоянно. И что же? Артисты поют великолепно, профессионально и эмоционально! Плюс ко всему, драматическая природа артистов обогащает образы, создаваемые музыкой, и рисует противоречивый мир художественной феерии Грина.
Важной составляющей мюзикла оказываются пластические работы артистов. Хореограф Антон Дорофеев создал острые и динамичные танцевальные номера, которые погружают в самочувствие персонажей и создают сложносочиненные метафорические сюжеты. Танец-колыбельная матери Ассоль, уходящей из жизни, массовые танцы завсегдатаев кабака, рисующие тоску и пьяный разгул, мистические танцевальные сцены духов моря, являющихся неким прообразом потустороннего мира, создают масштабное полотно спектакля. В этом помогают костюмы персонажей, придуманные Татьяной Королевой. Грубые серые рубища людей, погрязших в пучине низменных страстей, легкий алый шейный платок матери Ассоль, вульгарно-вычурные наряды девиц из борделя, нежный и светлый образ главной героини наполняют спектакль мрачноватым бытовым колоритом с просветами ярких вкраплений чуда.
В спектакле задействовано несколько составов, каждый из которых отличается своей прелестью. Я расскажу об одном из них.В мюзикле «Алые паруса» нарисованы два мира: бытовая, прозаичная, низменная жизнь противоположна духовному, поэтичному и высокому существованию. При этом многие персонажи колеблются в своих чувствах и стоят на грани миров. Таинственный персонаж Эгль (Владимир Чернышов) – не просто странник, делящийся небылицами о других мирах, он — проповедник чуда. Его ждут, ненавидят, любят и боятся одновременно, потому что герой расширяет границы сознания, рассказывает людям о том, что можно жить иначе. Слова Эгля дарят надежду, но в то же время подвергают сомнению существующий ход жизни. Артист чудесно поет и пронизывает спектакль своим незримым присутствиям, являясь отчасти автором творимой истории.

Сценографическое и сюжетное противопоставление суши морю вырастает в мюзикле в борьбу быта и мечты. Каждый герой существует в своей зоне комфорта, за границы которой сложно выйти. Таинственное, полное загадок и тайн море, к которому так тянется отец Ассоль, для многих таит в себе смертоносное и пугающее начало. Люди отчаиваются ждать корабли своей жизни: им кажется, что безграничное море сулит пустые мечты. Эти смыслы прекрасно доносят до зрителей артисты, играющие жителей морской деревни. Они отчаянно несчастливы и безгранично бездушны. В их песнях звучит гимн алкогольному забытью, как единственному способу противостоять тяжести мира, а главной декорацией жизни становятся бочонки пива и бутылки, словно манна, спускающаяся с небес.
Жизнь людей, отказавшихся от веры, скучна, пуста и однообразна: единственной радостью оказывается посещение кабачка Мэннерса. Именно здесь мы знакомимся с матерью Ассоль (Анна Слынько), которая выделяется среди толпы. Утонченная, интеллигентная, неземная героиня не имеет ничего общего с жителями деревни. Она чужестранка – по мысли и духу, поэтому оказывается вытесненной из грубой, безнадежной жизни. Борьба толпы с индивидуальностью – еще одна важная тема для молодых людей, пытающихся сориентироваться в мире, и ТЮЗ предоставляет замечательный повод для размышлений об этом.

Жена Мэннерса (Анна Лебедь) – кривое зеркало матери Ассоль, некогда пылко любившая, но разочаровавшаяся женщина. Для нее, довольно грубого создания, вся нежность оказывается сосредоточенной в сыне. Женщина всеми силами пытается противостоять чувству Мэннерса-младшего, тянущегося к Ассоль. Актриса играет одинокого человека, пережившего огромную внутреннюю драму и с трудом выносящего тяготы жизни. Ее музыкальные номера по глубине трагедии напоминают тревожные крики чайки, кружащейся над бушующим морем.

Со временем сердца людей ожесточаются: отец Ассоль, моряк Лонгрен (Алексей Титков) мстит за свою жену и не спасает Мэннерса-старшего (Сергей Шелгунов), когда тому требуется помощь. При этом он с нежностью воспитывает дочь, в общении с которой приукрашивает действительность, рисуя мир таким, каким он предстает на страницах романов. Подаренный отцом кораблик с алыми парусами оказывается прообразом будущего, которое Эгль предсказывает Ассоль. Девочка грезит о капитане Грее, который наполнит ее жизнь любовью и увезет в счастливые края. Здесь обязательно стоит отметить уверенную работу маленькой Ассоль — Майи Пеховской. Девочка искренне и профессионально играет тонкую, ранимую Ассоль, умеющую сопереживать и дарить людям радость. Алексей Титков исполняет роль любящего отца, оберегающего дочь от ужасов мира, он – сосредоточение родительской заботы. Диапазон переживаний позволяет артисту нарисовать нелинейный образ и исполнить несколько пронзительных музыкальных композиций, в которых его герой колеблется от сильной любви к умершей жене до опустошающего отчаяния.

Сусанна Цирюк рисует непростые взаимоотношения, которые складываются между выросшей Ассоль (Анна Слынько) и жителями деревни. Необычную девушку считают местной сумасшедшей, а она каждый день зажигает маяк и смотрит в море, ожидая корабль. Интересна сценография, созданная Алексеем Тарасовым. В центре сцены возвышается корабль-маяк, соединяющий в себе земное и небесное начала. Это – определенный символ веры, как Собор Парижской Богоматери в романе Виктора Гюго. При этом образ совершенно неоднозначный: в какой-то момент корабль-маяк превращается в тюремную клетку для Лонгрена, осужденного за нападение на Мэннерса-младшего. Все переплетается в жизни: сила и слабость, счастье и боль, честность и подлость. Человек многообразен, и в этом его прелесть. Главное – сделать правильный выбор и идти, следуя велению сердца.
Образ Мэннерса-младшего – одно из ярких открытий либретто. Юноша влюблен в Ассоль, и это чувство меняет его естество: он оказывается способным на поступок, которого от него никто не ждет. В исполнении Олега Сенченко Мэннерс-младший — грубоватый парень, который пытается привычным способом заполучить любовь Ассоль. Его самоотречение от любимой девушки – важное чудо спектакля, а вокальная композиция «Не такая как все» звучит не менее правдиво, чем признания в любви Грея.
К героям, стоящим на перепутье, относится и Хозяйка «Маяка» (Мария Хрущева). Она – владелица борделя и, пропагандируя свободную любовь, искренне лелеет в себе нежное и хрупкое чувство к Грею. В лиричном музыкальном дуете с Греем она с гордостью расстается с героем, отвергшим ее чувства, и вновь возвращается к своему привычному образу роковой красавицы.
Интересно, что Грей (Дмитрий Ткаченко) играет довольно фигуративную роль в либретто. Он – непосредственное доказательство того, что грезы сбываются. Артист играет мятежного персонажа, который потерял внутренний покой, и лишь любовь к Ассоль возвращает смысл его жизни. Появления Грея на носу корабля под алыми парусами – яркий пример тому, что счастье близких находится в наших руках. Музыкальное дарование артиста позволяет нарисовать романтический образ, овеянный очарованием и нежность.
Дует Ассоль и Священника воспевает, что «Любовь творит чудеса». В этой музыкальной композиции сосредоточены все главные смыслы либретто. Негасимая твердость духа и умение выносить все невзгоды, медленными шагами приближаясь к мечте – дарует героям духовный свет. Профессиональное, проникновенное пение Артемия Веселова в сочетание с тонкой актерской игрой рисуют удивительный образ священнослужителя. Его самозабвенная любовь к Богу оказывается близкой любви Ассоль к Грею, капитану-мечте. Безграничное мужество позволяет вере этих герой не погаснуть.
Отчаявшись, Ассоль пытается пойти на компромиссы со своей совестью – желая выкупить отца, появляется в кабаке у Мэннерса, в поиске денег идет в бордель, словно повторяя историю своей матери. Но случается чудо: жизнь начинает помогать девушке, искренне верившей в мечту, а окружающие люди заряжаются ее идеализмом. Анна Слынько, играющая Ассоль, – актриса с кристальной степенью внутренней чистоты. Все музыкальные композиции спеты и сыграны с огромной искренностью и замиранием сердца. Звонкий, искрящийся и нежный голос актрисы несет романтический посыл в зрительный зал, чаруя и восхищая.
«Алые паруса» – духовный маяк для тех, кто выбирает свой жизненный путь или жаждет изменить его. Эмоциональная составляющая прекрасной музыки, драматичность и обаятельность либретто, невероятной силы талант артистов, их удивительные певческие данные, потрясающее пространство мюзикла наполняют души зрителей восторгом и легкостью, заставляя вспомнить те некогда взлелеянные чувства, которые спрятаны за толщей скепсиса и иронии. Современный, лирико-трагический мюзикл погружает в пучину страстей и чувств, позволяя увидеть, с какой сложностью удается вырасти цветку на холодной, неуютной земле. Каждой розе нужен свой Маленький принц. И он существует. Главное – верить!

Елизавета Ронгинская, специально для Musecube.

Использованы фотографии Натальи Кореновской.

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.