«Карамазовы»: рок в стиле рок

Если б меня спросили, к чему я питаю особенную слабость, то где-то на первых строчках списка оказались бы рок-оперы, творчество Фёдора Михайловича Достоевского и прекрасные артисты, собранные в одном месте и в одно время. Так могла ли я пропустить презентацию «Карамазовых», объединивших в себе все эти три пункта программы? Ни за что! Потому вполне ожидаемо, что восьмого декабря я приехала в Галерею Ильи Глазунова, где при полном аншлаге и проходил концерт с концептом, как определили формат мероприятия сами организаторы.

 

Забегая вперёд, замечу, что они знатно пококетничали: нам продемонстрировали, скорей, мощный концепт, полновесный спектакль с элементами концертной версии. И это было прекрасно!

 

Ах, как верно было выбрано место презентации! Совсем рядом, буквально за углом — задумчивый памятник Достоевскому у ступеней Российской государственной библиотеки. На первом этаже Галереи Глазунова — выставка «Образы Ф. М. Достоевского». А чем выше поднимаешься, тем больше работ художника, в которых он изливал свои размышления о вере, истине и смысле бытия. И даже абсолютно далёкие от живописи и графики в целом (либо от стилистики Глазунова конкретно) зрители максимально полно погрузились в нужную атмосферу, буквально приоткрыв входную дверь.

 

Белый зал Галереи (чего уж кривить душой) — пространство, абсолютно не приспособленное для событий подобного характера. Отсутствие даже минимального подъёма в зале превращало в настоящий квест попытку оценить «Карамазовых» с задних рядов. А звуковое оборудование, как ни старалось, просто физически не могло справиться с поступающими в его нутро децибелами и эмоциональными зарядами.

 

Впрочем, тут-то команда «Карамазовых» совершенно не виновата. Она выжала из Белого зала всё, что было в силах человеческих — и даже больше. И я на сто процентов уверена, что львиная доля публики забыла о каком-либо дискомфорте, как только зазвучали первые ноты стартовой арии…

 

Сейчас я даже начала бояться перехвалить «Карамазовых». Потому что практически обо всём (ну, кроме оговорённых выше вещей) я могу вещать исключительно в превосходной степени. Впрочем, в нашем деле главное — честность. А я ведь и сейчас нахожусь под таким впечатлением, как будто бы только что вышла из дверей Галереи и по первому разу переживаю увиденное и услышанное. Да ещё и половина арий крутится в голове безо всяких антрактов — а это о многом говорит. Потому, уж простите, буду придерживаться выбранного вектора и хвалить, хвалить, хвалить…

 

Так вот, рок-опера «Чёрт и его дети» ко времени презентации успела поменять название на пафосное «КарамазоВЫ. ВторЖЕние тьМЫ», а к моменту переноса на финальный вариант афиши превратилась просто в «Карамазовых». Очень жаль, что стечение обстоятельств не позволило сохранить оригинальное имя — оно, как мне кажется, наиболее точно и полно передавало происходящее на сцене. Хотя с точки зрения маркетинга, бесспорно, упоминание фамилии Карамазовых в анонсе полезнее.

 

Автора рок-оперы — Александра Рагулина — я прежде знала исключительно как артиста. Так что вы можете себе представить, насколько интересно мне было познакомиться с его талантом композитора (и автора текстов, конечно, но, как ни крути, а музыка в обсуждаемом нами жанре — штука базисная). Тем более — Достоевский…

 

Нет, конечно, великий Эдуард Артемьев ещё 30 лет назад доказал нам, что Фёдор Михайлович и музыкальный театр, причём, музыкальный театр в стиле рок, вполне себе могут сосуществовать. А затем и Театр мюзикла продолжил это благое дело, поселив на своей сцене детище Артемьева — мою обожаемую рок-оперу «Преступление и наказание». Не забудем и про мюзикл Александра Журбина, который в разных театрах страны то идёт под авторским названием «Владимирская площадь», то берёт себе имя романа-первоисточника — «Униженные и оскорблённые» (вот это я вживую не смотрела, потому воздержусь от комментариев).

 

Но чтоб Карамазовых — да под рок… Такое мне представить было проблематично. (Стоит учесть моё весьма своеобразное отношение именно к последнему роману Фёдора Михайловича — впрочем, литературоведческий диспут предлагаю перенести на потом или хотя бы в комментарии; отмечу лишь, что, в отличие от остальной библиографии Фёдора Михайловича, «Братьев Карамазовых» я перечитывала всего дважды, с огромным промежутком и воздевая руки к небу.)

 

И знаете что? Я надеялась на это, но даже в самых смелых мечтах не могла предположить, что отношение к тексту-первоисточнику окажется настолько бережным и глубоким. Да, безусловно, спектакль просто не может вместить в себя все пласты романа, но основные идеи — самые важные, основополагающие — озвучиваются чётко, правильно и с огромной любовью к роману и его автору.

 

На презентации мы не увидели спектакль целиком — только первый акт и финал. Впрочем, на то она и презентация. (Здесь тоже жажду отбить поясной поклон: настолько грамотно была «наживлена» концовка, что история выглядела, пусть и оставляющей ряд вопросов, но законченной и цельной.) Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что «Карамазовы» не заражены частенькой для постановок, созданных на основе глобальных романов, болезнью. Это когда авторы пытаются объять необъятное, и на выходе получается нечто неудобоваримое, туманное и невнятное, а персонажи ходульны и одномерны.

 

В «Карамазовых» Рагулина что ни действующее лицо — то личность. Даже зритель, сумевший в школе обойтись чтением по диагонали краткого пересказа романа (или вообще не осиливший ни строчки) с лёгкостью поймёт, кто все эти люди, каковы они, что таится в их душах, и, конечно же, что вообще происходит и почему. Столь невероятную авторскую работу нужно воспевать в одах…

 

А главное (мы же не забываем, о каком жанре говорим, да?) — музыка. Ну не могу я выгнать из подсознания мелодии этих арий!.. Соло Смердякова («Кто я? Что я?»), «Веточка вербная» от Грушеньки, дуэт всё того же Смердякова и Ивана, «боевики» от Карамазова-отца — каждому герою свой стиль, свой подтекст, своя мелодика… А квартет сыновей Карамазова про матерей? А песня старца Зосимы про отцов? Слушайте, да я тут весь трек-лист целиком нарисовать могу!

 

Я хочу это слушать снова и снова. Мне бы вот это всё великолепие — да на диске, да в студийном качестве (в идеале — в том же исполнении, что в Галерее Глазунова). В общем, кому-то местами будет громковато — а куда деваться, рок-опера — не колыбельная песня. Но кайф от отличной музыки обещаю каждому.

 

Не думаю, что стоит подробно затрагивать режиссуру концерта-неконцерта. Ведь, если «Карамазовы» переселятся на театральную сцену, выглядеть они, скорее всего, будут абсолютно иначе. Вот что скажу: таю и теряю волю, когда вижу подобное уважение к зрителю. Обещали концерт с концептом? Ну, перестраховались на всякий случай. Сделали полновесный спектакль — да, минимальными средствами, в том числе и выразительными (а я всё ещё продолжаю обожать минимализм), но идеально продуманный, со вкусом и изобретательностью поставленный и в лучшем виде поданный.

 

«Карамазовы» бьют прицельно: прямо в нутро, в душу. И постановочные решения отлично способствовали точечному проникновению в сущность каждого зрителя. Скажете, пафосно выразилась? А я просто именно это и прочувствовала.

 

И, будем честны, большая часть публики осталась бы в эти декабрьские выходные дома. Ибо, хоть интересно, что там за «Карамазовы» такие, но поберегусь-ка я и подожду отзывов побывавших. А там и решу, стоит ли тоже сходить или ну его. Новинки — они, бывает, пугают. Особенно, если зрительские массы, увы, ведать не ведают, насколько (насколько!) талантлив автор спектакля.

 

Но был беспроигрышный элемент: занятые в презентации артисты. И вот на такое созвездие полюбоваться собрались даже самые ленивые. Поклонники жанра мюзикла всех этих людей могут перечислять только полушёпотом и с придыханием. Ибо — ну величины же! И вдруг — все вместе!

 

А я напомню, что этим шедевральным актёрам достались замечательные многогранные роли и великолепные арии. Идеальный спектакль (или концерт с концептом, как пожелаете), знаете ли.

 

Распределение ролей (как и прочие детали проекта) до последнего момента, до выхода артистов на сцену держалось в строжайшей тайне. Тем интереснее было строить догадки и раскладывать виртуальный пасьянс из фотографий актёров (я горда: определила почти всех… кроме абсолютно непредсказуемого). Но теперь-то мы знаем, who is who!

 

Теона Дольникова — Грушенька, роковая и беззащитная одновременно. Ольга Беляева — Катерина, гордая и всеми силами старающаяся скрыть от всех горящий внутри огонь. Игорь Балалаев — Иван, сомневающийся и ищущий истину. Сергей Ли — Смердяков, униженный и оскорблённый, жаждущий занять надлежащее место в жизни и абсолютно роковой персонаж (Ли — гениален, это традиционно). Владислав Погиба — Фёдор Карамазов, отец. Просто мой однозначный фаворит — хоть фан-клуб возглавляй. Друзья, работу Владислава надо видеть! Это непередаваемо никакими буквами! Евгений Вальц — старец Зосима. В общем, мне верится, что если вдруг в зале внезапно выключится электричество, то ничего страшного не произойдёт. Ибо свечения, исходящего от Вальца-Зосимы, хватит на пол-Москвы. Денис Дэмкив — Алёша, как раз такой, о каком писал Достоевский. Александр Рагулин — Митя… Да, роль, которую автор творил для себя от и до. И это здорово. Рагулин и Погиба — мои главные звёзды «Карамазовых» среди прочего великолепия.

 

И все герои, как один, мечущиеся (кроме, разве что, старца Зосимы — но он, если кто помнит роман, отметался в прошлом). И все — шикарны. И все — прямо как будто со страниц Достоевского сошли, оглянулись вокруг, оценили реалии XXI века и, с поправкой на них, вдарили «Карамазовых».

 

Я искренне желаю проекту большой и славной жизни. Спектакль обязан состояться — я буду держать за это кулачки. Потому что это важно — поднимать такие темы. Потому что это нужно — делать настоящее без оглядки на «силиконовые» постановки-пустышки, как грибы после дождя возникающие то на одной, то на другой площадке. Потому что это, наконец, просто круто.

 

Спасибо всем тем, кто вложил свои силы и душу в «Карамазовых». Уик-энд в Галерее Глазунова я запомню надолго!

 

Ирина Мишина специально для MUSECUBE
Фотографии автора можно увидеть здесь
Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь
Фотографии Любови Гайворонской можно увидеть здесь

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.