Молодые, красивые и талантливые! Всё, как любит Майя!

27 ноября поклонники балета собрались в Кремлёвском дворце на вечере — посвящении Майе Плисецкой. Концерт стал частью большого проекта «Автографы и Имиджи» Андриса Лиепы и ярким событием в культурной жизни столицы. Если на весеннем вечере этого проекта, посвященном Рудольфу Нурееву, зрители увидели лучших классических танцоров мира, то в этот раз у нас была редкая возможность наблюдать в одном концерте блестящих балерин, сегодняшних королев сцены.

 

Стоит сказать, что Андрис организовал и режиссировал все концерты, посвященные Майе Михайловне. За годы совместной работы, эти вечера стали эталоном качества. Всё было представлено на высоком уровне, начиная от лаконичного, стильного оформления сцены и заканчивая интеллигентной подачей информации о партнёрах. Слегка смущал выбор зала. Кремлёвский дворец — огромный, как стадион. Человек на сцене смотрится из амфитеатра, как фарфоровая куколка. Молчу про балкон. Здесь надо отдать должное организаторам, разместившим большие экраны по краям сцены. Всё было видно. На них же до начала концерта демонстрировали фото Майи Плисецкой, а антракте — документальный фильм о ней.

 

Открыла концерт прекрасная Илзе Лиепа «Посвящением» на музыку Шопена. Номер получился в стиле «Айседоры» — балет, который Бежар поставил для Майи Плисецкой. Пластичные музыкальные руки, летящее платье…только на них и смотришь всё время. Во втором отделении Илзе сыграла «Встречу» в образе «half man — half woman». Номер получился лёгким и игривым, а то, как балерина одновременно одной рукой показывала мужскую пластику, а другой — женскую, было гениально. Зал не то, что аплодировал, визжал от восторга.

 

Программа концерта сложилась целостно и динамично, классические па-де-де сменялись современной хореографией, примы Большого (Евгения Образцова, Алёна Ковалёва), Мариинки (Юлия Махалина), Михайловского (Анастасия Соболева) выступали рядом с неизвестными пока российской публике молодыми артистами Нидерландского (Саша Мухамедов), Берлинского (Эвелина Годунова) Венского (Людмила Коновалова) театров. Все балерины разные: с разной манерой и стилистикой, из разных танцевальных школ, у каждой свои танцевальные «фишки», но все, как любила Плисецкая, молодые, талантливые и красивые. Известно, что Майя Михайловна танцевала не только классический репертуар, но и открыла для советского зрителя современный балет, и в дальнейшем, уже будучи основателем собственно конкурса, признанным мастером, любила удивлять публику, открывать новые имена. Так что, возьму на себя смелость повторить о концерте слова Радиона Щедрина: «Майя была бы довольна!».

 

Открытием вечера стали солисты «Астана Опера» Айгерим Бекетаева и Бахтияр Адамжан, представив отрывок из балета «Собор Парижской Богоматери». Здесь было всё: и идеальная техника, и актёрское мастерство и замысловатая хореография, сочетающая элементы классического и современного танца, и самое главное, за эти семь-десять минут артистам удалось погрузить зрителей в историю Эсмеральды и Квазимодо.

 

Самым ярким впечатление второго отделения для меня был Корсар в исполнении Янг Гью Чоя (Национальный балет Нидерландов), высота и сложность прыжков которого заставляет поверить, что люди могут летать.

 

 Также во втором отделении солисты Мариинского театра (Юлия Махалина и Данила Корсунцев) показали адажио из балета Спартак в хореографии Якобсона. Здесь пластика Фригии похожа на рисунки с греко-римской керамики, а Спартак монументален, как бронзовая статуя. Для современного зрителя, привыкшего к натянутым до хруста коленкам и бесконечному перемещению по сцене, зрелище непривычное и любопытное.

 

С такой россыпью звёзд, да ещё и в Кремле, у вечера были все шансы стать мега-пафосным мероприятием. Этого не случилось в первую очередь благодаря Андрису, его способности говорить о великом и прекрасном простым человеческим языком. Ты как будто пришёл в гости к доброму другу, поговорить о том, кто вам обоим был близок и дорог. Интересно, что даже отсутсвие музыкантов работало на создание этой атмосферы. Не было оркестровой ямы и исчез последний возможный барьер между действием на сцене и зрителем. В финале публика долго не отпускала артистов, ведущий напомнил, что занавеса не будет, давайте просто разойдёмся до следующей встречи.

 

Собрать в одном концерте ведущих танцоров крупнейших театров мира, понимая их сумасшедший график и нагрузку, уже большой дело. Здесь даже возможности организаторов и гонорары не решают всё. Нужна идея, символ. Таким символом стала для нас Майя Михайловна Плисецкая. После её ухода прошло три года, и началось постепенное осмысление творческого наследия. Выставки, посвященные балерине, сейчас проходят в Культурном центре Андрея Вознесенского и Музее Тропинина. Первая о личной жизни и дружбе, вторая о сценических образах. Работы Майи Плисецкой — неисчерпаемая тема для обсуждения и творческого поиска. Мы смотрим её балеты, чтобы поймать вдохновение, кураж, чтобы на выходе из зала сказать себе, если Майя Михайловна могла так много сделать, наверняка и я в своем деле что-то смогу.

 

 

Лана Кириенко-Кущенко специально для MuseCube

Фотографии Валерия Логачева предоставлены организаторами

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.