Не смейте лгать и верить тем, кто лгал

30 ноября 2018 года в Музее-театре «Булгаковский Дом» был представлен спектакль «Балаган» по пьесе американского драматурга Чарльза Мори в постановке Ирины Пахомовой.

 

 

В одной своей малоизвестной песне, посвящённой театру, Андрей Макаревич написал:

Как вы любили кости мыть артистам

За водку и за низкую мораль –

И в личной жизни, мол, у них не очень чисто,

И часто, мол, спиваются, а жаль…

 

 

Правда ли это? Или профессия артиста ничем не отличается от «нормальных» профессий (таких как официант или директор бани) и трагические надломы в его судьбе с профессией никак не связаны? «Балаган» в лёгкой само ироничной форме ищет ответы на эти проклятые вопросы.

 

 

В этой пьесе артисты театра играют… артистов театра. Театра, который работает только летом, потому что зимой в нём невыносимо холодно. Театра, в гримёрке которого странно пахнет, потому что когда-то давно в этом помещении был коровник. Театра, который существует на скупые пожертвования меценатов, потому что продажа билетов не приносит прибыли. Кресла неудобные. Театральные программки существуют, кажется, только для того, чтобы бить ими комаров, тучами летающих по залу. В администрации, кажется, нет ни одного человека без того или иного психического расстройства – завхоз, обвиняющий артистов в краже карандашей, умственно отсталый работник сцены, пьющие художник и помощник режиссёра, сама режиссёр, вызывающая подозрение в употреблении сильных психотропных препаратов, и худрук, не способный никому сказать нет. Да и сами артисты… Они не из тех двухста счастливчиков, которые играют на Бродвее. Они из тех без малого двадцати тысяч, которые живут в Нью-Йорке и его окрестностях, играют в таких вот маленьких «балаганах» и кладут свою жизнь на алтарь искусства безо всякой надежды на успех, славу и богатство. Но зрители в этот театр всё же приходят. Приходят и смотрят. Почему?

 

 

Ответы, которые даёт комедия на все эти вопросы, нам, зрителям, уже известны. Мы твёрдо знаем то, что артисты (как, впрочем, представители всех творческих профессий), на самом деле, совершенно особые люди, которые подобно сталкерам ходят за грань обыденной реальности и человеческих возможностей для того, чтобы принести оттуда и передать нам запредельный опыт, позволить прикоснуться к иным мирам и сферам существования. Такие путешествия не проходят безследно. Болезненное самолюбие и зависть, больное воображение, профессиональные аберрации поведения, нервные срывы, алкоголизм, разлад в личной жизни, отсутствие социальной адаптации, а также «лень разума» или просто невежество, которое защищает артиста от всего лишнего, помогая сосредоточиться на главном – своей роли. «Балаган» собрал в себе все возможные мифы и штампы о творческих людях и, сложив в один котёл, рассказал историю обо всех театральных постановках на свете и не об одной конкретно. Эта пьеса стала воспроизводством театрального подсознания.

 

 

С театральной «кухней» автор пьесы знаком не понаслышке. Достаточно сказать, что первоначально «Балаган» создавался под конкретных актёров конкретной театральной труппы и, может статься, каждый из персонажей комедии имеет реальный прототип. Так или иначе, пьеса не стала достоянием одного театра, а завоевала признание по всему миру, показав тем самым актуальность и, если хотите, «всемирность» поднятых в ней проблем. Как оказалось, между американским и российским актёрами театра нет принципиальной разницы. Они говорят на разных языках, исповедуют разные культуры и, если хотите, молятся разным богам, но чаяния и проблемы у них одни и те же.

 

 

Сделанный в популярном жанре театральной байки «Балаган» в контексте текущего московского театрального сезона не может избежать сравнения с куда более раскрученной «Очень смешной комедией о том, как шоу поло не так». Сравнение не справедливое, т.к. «Балаган» появился и завоевал своё место под солнцем, как по всему миру, так и в России, раньше, а само «Шоу» странно напоминает одну из глав «Балагана», в которой вымученная инсценировка «Дракулы» Брэма Стокера в свою очередь пародирует «Бал вампиров» — ещё один бродвейский хит. Но законы шоу-бизнеса неумолимы и два других упомянутых спектакля идут на сцене театра МДМ, а технически бедный, но искромётный «Балаган» ютится в подвале Дома Булгакова.

 

 

Почему бы вам не сходить и не посмотреть его там?

 

 

Закончить хочется ещё одним куплетом из песни Макаревича о театре:

Как вам не стыдно? Уберите лапы!

Не смейте лгать и верить тем, кто лгал,

А тихо встаньте, и снимите шляпы

Пред тем, кто вас сегодня развлекал!

 

 

Сергей Моторков специально для Musecube

Фотографии Наталии Белик смотрите здесь

 

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.