Офелия действительно боится воды на Малой сцене МХТ

Этот сезон в конце календарного года щедр на премьеры в МХТ. Они разноплановые и яркие, разножанровые и ориентированные на любого зрителя. Пьеса Юлии Тупикиной «Офелия боится воды» заявлена как трагикомедия. И в ней действительно есть место и смеху, и слезам, и фабуле, которая начинается как фарс, продолжается трагедией и оборачивается в итоге социальной драмой с философским подтекстом.

 

Режиссер Марина Брусникина уже не в первый раз работает с современной драмой, и ее спектакли – это ответ на вопрос дилетанта, неужели сейчас нет хороших новых пьес. И почему их не видно в театре. А тем временем, они есть.

 

Юлия Тупикина – автор свежий, но опытный. За ее плечами многочисленные победы в драматургических конкурсах «Любимовка», «В поисках новой пьесы», «Старый конь», «Ремарка» и многих других. Ее пьесы идут в разных театрах, но Марина Брусникина обращает внимание на автора уже не в первый раз: «Эта история – трагикомедия о шекспировских страстях, кипящих в одной современной семье. О вечном стремлении человека к чему-то возвышенному и прекрасному, к истинной любви и счастью, к заданной Шекспиром высоте взаимоотношений, страстей и драм».

 

С самого начала автор не скрывает, что перед нами – отсылка, постмодернистская аллюзия в духе «а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира» — вы только посмотрите на название.

 

Герои пьесы носят вполне гамлетовские имена. Бабушка Гера (Наталья Тенякова) – Гетруда, Георгий (Игорь Золотовицкий, Олег Тополянский) — Гамлет, Лия (Дарья Юрская) – Офелия, Лора (Наталья Рогожкина), сестра Лии, не поверите – Лаэрт. И только внук новоиспеченной «Гертруды» Ваня (Павел Филиппов) выпадает из системы этих шекспировских координат. «Нерожденный!» кричит на него героиня Натальи Теняковой.

 

Сначала кажется, что это будет история про сумасшедшую бабушку, но в итоге – это рассказ про семью, которую таковой уже можно назвать с большой натяжкой. Как филолог, знающий постмодернистские инструменты, Тупикина проводит блестящие параллели, понятные даже тем, кто знаком с текстом «Гамлета» лишь поверхностно. В данном случае вынесен сугубо личностный план Гамлета – мстителя за смерть отца, глубоко переживающего измену матери. В этой постановке все троится и двоится.

 

Гамлет-Георгий теперь помещен в обычную московскую семью. Всеми силами он пытается удержать неизвестно зачем ему нужный брак. Тогда как Офелия-Лия совершает выбор между мужем и любовником. И ее выбор – эта морская синь, свежий глоток лазури, море, которого она боится, но выбирает именно его. «Она уже уехала!» — печально говорит Ваня в финальной сцене, глядя, как его мать раскинула руки к небу, кажется, превращаясь в чайку, становясь свободной.

 

Сам Ваня не становится Гамлетом. Он, по началу желающий убить любовника матери, смиряется с ситуацией. Тогда как Георгий не может поверить в «измену» собственной матери.

 

Потому так и сближаются свекровь и невестка – их пути до безумия схожи. Помешательство Гетруды становится для Лии катализатором собственного решения: оно давно зреет внутри нее, но, наконец ,находит выход. Лия встречается с пугающим ее морем лицом к лицу, чтобы не бояться жить смелой дальше.

 

Море есть в самом начале: кабинки для переодевания, пляжные зонтики, а в довершение — целый чемодан ракушек, становящийся символом освобождения. Все дальше от «бытовухи» и ближе к морю. Мы живем в мире Офелии-Лии, а не других домочадцев.

 

В этом спектакле замечательное сочетание игры настоящих мэтров сцены и смелости молодежи: Павел Филиппов, недавний выпускник школы Олега Табакова, а ныне ученик Игоря Золотовицкого, прекрасно чувствует себя с народными и заслуженными артистами на одной сцене. Поэтому в этом спектакле есть и зрелость, и молодость, настоящая искренность и прекрасный баланс между реальным и нереальным, а также тонкий филологический юмор пьесы. А еще есть несравненная Гертруда Наталья Тенякова, чей образ западает в душу навсегда.

 

Финал каждый может воспринять по-разному. Но эта история действительно о том, как Офелия перестала бояться воды и поплыла по морю собственной жизни.

 

Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Екатерины Цветковой предоставлены организатором

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.