«Пять вечеров». Фестиваль XV

Использовано фото из официальной группы 307-й студии

На XV фестивале «Пять Вечеров» имени Александра Володина удалось увидеть три постановки по произведениям драматургов разных поколений: спектакль по пьесе Александра Володина «Фабричные девчонки» – «Фабричные» 307-й студии из Москвы режиссера Нади Кубайлат, постановку Саши Денисова из московской студии Мейерхольда по повести Михаила Угарова «Море, сосны…» и постановку Андрея Шляпина из Государственного русского драматического театра г. Стерлитамака (республика Башкортастан) по «свежей» пьесе «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой.

О том, как жить в обществе, где стерты границы личной и общественной жизни, напомнил спектакль «Фабричные» по пьесе А. Володина «Фабричная девчонка», написанной в 1956 году. Недавние выпускники мастерской Константина Райкина рассказывают простую историю о предательстве, дружбе и любви, которая противоречит идее коллективизма, напоминая о том, что у каждого есть право на ошибки и личное пространство. Пьеса о жизни простых советских девушках у Володина начинается съемками для киножурнала. Отталкиваясь от этой идеи, спектакль 307-й студии продолжает постановку как киножурнал. Надя Кубайлат смотрит на жизнь фабричных девчонок через призму современности. Благодаря сложному световому решению во вспышках софитов зритель видит ярко-подсвеченные кадры плакатной жизни фабричных девчонок, между кадрами показано то, что хотели бы сделать или сказать герои спектакля на самом деле (поцеловать, ударить, станцевать). Все героини пьесы, кроме «безнравственной» Женьки, делают вовсе не то, что хотят, отделяя реальную жизнь от своих настоящих желаний. Картинка для киножурнала и то, что происходит за кадром, значительно расходится.
Однотонные строгие платья, немного скованные движения и «стандартные» позы девушек связывают советскую эпоху с эпохой в инстаграма, где цензуру заменила самоцензура. Спектакль с вылизанными сценами из жизни «Фабричных» перестает быть киножурналом в тот момент, когда идеальная картинка рушится и за красивыми поучительными словами возникает нелицеприятная реальность. Постановка отлично вписалась в Володинский фестиваль, оживила советскую пьесу, сделав ее ближе к современному зрителю.

Использовано фото с сайта Центра имени В.С. Мейерхольда

Повесть «Море. Сосны…» Михаила Угарова изначально планировалась к экранизации, но не сложилось. Режиссер одноименного спектакля Саша Денисова по заветам идеолога «новой драмы» обыгрывает неудобный текст, делая его еще откровеннее и ближе.
Спектакль начинается, как только зритель попадает в зал. Декорации воссоздают атмосферу южного дворика, на веревках сушится белье, действующие лица в одежде «курортников» танцуют под песню Славы КПСС «Грустные танцы». С фразой «На этой вписке тебе не место» зрители и вправду пытаются найти себе места, которых катастрофически не хватает…
Повесть, написанная в недалеком 2009, описывает закат Хрущевской оттепели. Действия происходят в 1964 году. Командировочный Виктор отправляется по профсоюзной путевке в Пицунду, а попадает в абсолютно другой мир диких и непонятных людей. Официантка Лика, которая «никому не дает», агрессивные местные жители, не знающие слово «море», сумасшедшие нудисты и даже один настоящий гомосексуалист, заставляют главного героя буквально захлебываться от нахлынувшей на него свободы, которая ему абсолютно не нужна.
Откровенно кинематографичная история о неудачном курортном романе затягивает в увлекательное путешествие, без нелюбимой Угаровым театральной фальши. Виктор освобождается от прошлого, топит чемодан в море, ситуация накаляется и кажется, что еще чуть-чуть, и все закончится хэппи эндом.
История напоминает о том, что у любого поколения была молодость с возможностью что-то изменить, но она быстро прошла и забылась. Удивительно, что тексты и постановки Михаила Угарова по-прежнему вызывают у зрителя либо полное одобрение, либо неприятие.
Показ пьесы Угарова на Володинском фестивале приближает его к признанному классику Володину. И хотя это драматурги разного времени и мировосприятия, нужно признать, что их объединяет стремление честно показать истинную красоту человеческих чувств, пусть и совершенно разными методами.

Использовано фото с сайта sterlitamak.holme.ru

В основную программу также был включен уже состоявшийся спектакль театра из Башкирии по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам».
Впервые произведение было представлено на фестивале «Любимовка», а также проходила читку на фестивали «Эхо Любимовки» в Петербурге. В этом году пьеса с успехом идет на многих театральных площадках страны. Она оказалась удобна для разных интерпретаций, немного наивная и в то же время затрагивающая волнующие всех без исключения темы.
«Ганди молчал по субботам» – печальная история о разводе родителей, который превращается для главного героя Саши (он же Мот) в настоящий апокалипсис. На пике подросткового бунта привычный мир главного героя рушится. Чтобы справится с новой реальностью и неожиданными проблемами, Саша-Мот находит единственного близкого человека – бомжиху Лизу и приводит ее к себе домой. В это время дедушка главного героя собирается на войну с Украиной, а сестра, единственный человек, вызывающий у Саши-Мота уважение, вынуждена отказаться от своей детской мечты.
Места зрителей находятся непосредственно на большой сцене Балтийского дома, которая вращается вокруг своей оси, действия же происходят в разных частях сцены и пустого зрительного зала, таким образом, зритель смотрит на сценическое пространство с разных ракурсов.
В конце постановки абсолютно у каждого героя спектакля, включая молчаливую Лизу, находится серьезное оправдание, для нелицеприятных действий. Мот-Саша единственный, кто отказывается оправдываться. Весь спектакль он смотрит на происходящее вокруг через призму юношеского максимализма, раздавая хлёсткие комментарии, но в конце замолкает, по завету Ганди выслушивая чужие оправдания.
Спектакль «Ганди молчал по субботам» появился на Володинском фестивале не случайно: в нём присутствует тонкая ирония и свежий взгляд главного героя-подростка, который метко подмечает нестыковки взрослого мира. В этом году юбилейный Володинский фестиваль порадовал основной программой, благодаря ему петербургские зрители увидели спектакли молодых режиссеров. «Пять вечеров» показали преемственность поколений драматургов, еще раз напомнив о том, что без тонкой и честной драматургии театру не обойтись. К счастью, с ней все в полном порядке.

 

Галина Супрунович, специально для Musecube.

Источник: musecube.org

Ещё новости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.