Пишу с ошибками, но это не страшно, когда любишь

Вы еще не видели «Безприданницу» мастера художественных загадок Дмитрия Крымова? Тогда Вам на Сретенку, д. 19. Именно там, в здании с волшебной стеклянной крышей, в зале с говорящим названием «Манеж» вам «дадут» самого настоящего Островского, пусть и в несколько нестандартном прочтении.

 

Впрочем, своим прочтением и дорог Крымов. Только он с помощью фарса и гротеска, образных метафор и клоунады сделает печальную и очень драматичную историю Ларисы Дмитриевны Огудаловой еще более жесткой и выпуклой.

 

Режиссер говорит нам о сути происходящего в пьесе до боли откровенно и в лоб. В первые минуты спектакля на сцену выбегают мужчина в наряде проститутки и огромная ростовая кукла курицы, которая неуклюже падает. Вот две основные линии этой истории, две метафоры Ларисы Огудаловой, девушки-бесприданницы, которая ведет себя, по сути, как курица, наивная и глупая, обреченная на заклание.

 

Спектакль тесно связан с видеорядом. Это то ли гигантский телевизор, то ли окно. Мы смотрим по нему футбольный матч Россия – Голландия 2008 года и знакомимся через него с персонажами. Огромное окно будто выплевывает всех героев друг за другом на сцену, неспешно, из глубин могучей Волги, причем Паратова (Евгений Старцев) в самом прямом смысле, да еще и под развеселую песню «На теплоходе музыка играет».

 

Вот выходит Кнуров (Константин Муханов)! Сумасшедший, зловещий образ. Пугающий, в своей черной длинной шубе и с огромным перстнем. Сразу видно, он богат. Он способен купить любую «вещь», поглотить ее и выплюнуть, что впоследствии и произойдет с хрупкой Ларисой.

 

Характер и суть Карандышева (Максим Маминов) можно уловить лишь только увидев, как он приближается к дому. Спотыкается и падает, теряет все по пути – неуклюжий и жалкий, мелочный и «глухой» человечек. Напрасно Лариса пытается объяснить ему, что она не умеет разделывать курицу и селедку, не заправляет кровать и пишет с ошибками. Даже если бы она вдруг упала на колени и прокричала ему о любви, он остался бы глух и пуст.

 

Мария Смольникова прекрасна в роли Ларисы Дмитриевны: эдакая сломанная фарфоровая кукла, слишком дорогая и ненужная. И появляется она на сцене уже сломанной, ни на кого не похожей, и ни на минуту не веришь, что что-то можно исправить.

 

Гротескный стиль подчеркивают странные отношения Ларисы с матерью. Хариту Игнатьевну играет еще один бесконечно талантливый актер Сергей Мелконян. Казалось бы, никого уже не удивишь игрой в травести, но здесь это сделано абсолютно осознанно. Мама заодно с мужчинами. Мама хочет заключить выгодную сделку.

 

Одна из лучших сцен в спектакле – урок Хариты Игнатьевны «что ты знаешь про унижение?» с великолепным танцем Сергея Мелконяна и сгорающей от стыда за маму Ларисой.

 

Перед смертью хрупкая Лариса – бесконечно прекрасная, достойная всех возможных наград и похвал Маша Смольникова – прочтет стихи Цветаевой, а потом покажет зрителям фокус. Смотрите внимательно. Вы никогда не сможете забыть эту сцену.

 

А от страшных вещей, происходящих у нас буквально под носом, в течение всего действа будет отвлекать вездесущий футбол. Ведь радостные и негодующие вопли болельщиков могут заглушить самый громкий крик души.

 

«Безприданница» Дмитрия Крымова – очень «высокоградусный» спектакль. Проще говоря – огонь! Не бойтесь обжечься. Идите обязательно. И если приобретете билеты в ближний партер, не забудьте взять с собой зажигалку и пару монет – они вам пригодятся…

 

 

По итогам театрального сезона 2017 – 2018 спектакль «Безприданница» вошел в шорт-лист народной интернет-премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и проголосовать.

 

 

Наталия Каминская специально для Musecube

Фотографии предоставлены Театром «Школа драматического искусства», фотограф Наталия Чебан

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.