Ричард Третий: Боже, храни Короля!

Использовано фото с официального сайта фестиваля

Театр Мастерская второй год подряд проводит фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» в Петербурге. В этом году фестиваль был посвящен памяти Дмитрия Владимировича Брусникина – артиста и режиссера, руководителя актерской мастерской в Школе-студии МХАТ, художественного руководителя театра «Практика». С 4 по 15 декабря город в общем и Мастерская на Народной в частности стали местом притяжения и творческого развития для театров, близких по духу, в которых сохраняется принцип студийности. В фестивале приняли участие Санкт-Петербургский театр «Мастерская», Мастерская Петра Фоменко (Москва), Театр Парафраз (Глазов), Независимая театральная компания «Brite theatre» (Англия), Театр Суббот (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский городской театр, Театр «У моста» (Пермь), Независимая театральная компания «N-Studio» (Италия), Театр Credo (Болгария), Большой театр кукол (Санкт-Петербург), Небольшой драматический театр (Санкт-Петербург), Театр «Практика» и мастерская Брусникина (Москва), Молодёжный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург) и «Театр вкуса» (Москва).
Независимая театральная компания «Brite theatre» представила моноспектакль «Ричард Третий» по Уильяму Шекспиру, поставленный режиссером Кольбруном Бьортом в 2014 году. Его премьера состоялась в 2015 в Праге в рамках фестиваля «Prague Fringe», где спектакль получил награды во всех представленных номинациях. В 2018 спектакль приехал в Петербург, чтобы открыть для местных зрителей своего Шекспира.
Ричард III – это моноспектакль, где главная роль отдана актрисе Эмилии Кардинг, облаченной в мужской деловой костюм. На сцене из декораций – офисное кресло, заменяющий трон, бутылка вина да с десяток стульев. На первый взгляд, довольно странный выбор, но идея спектакля становится ясна, едва все зрители занимают места в зале. Стулья пустуют недолго, ведь Эмилия вытаскивает из зрительного зала персонажей – окружение Ричарда, которые занимают пустые места. На стульях – таблички, и понять свою роль довольно просто. Принять участие в спектакле может каждый, единственное условие – знать английский язык, чтобы можно было вступать во взаимодействие с королем Ричардом. Итак, роли распределены, понятие «четвертой стены» в спектакле не существует в принципе, ведь режиссер позволяет зрителям куда больше, чем простое присутствие на сцене – он дает право голоса, право взаимодействия с актрисой.
Сложно удивиться тому, что роль обезображенного Ричарда отдана женщине, но тяжело было представить, как она может воплотить эту идею. Король в исполнении Эмилии Кардинг в меру ироничен, зол и властолюбив. Если в первые несколько минут ты видишь перед собой актрису, которая играет по пьесе Шекспира, то по прошествии времени это впечатление полностью подменяется тем, что на сцене перед нами король Англии – Ричард III, который погружен в интриги с целью получения короны и трона. Офисный стул в образе английского трона – священный Грааль, цель жизни, вокруг которого, будто коршун, кружит Ричард, не позволяя другим персонажам даже приблизиться к нему. Моноспектакль идёт час с небольшим, но за это время история успевает развиться и логически завершиться смертью главного героя. Несмотря на то, что сюжет постановки знаком еще со школьных времен, ощущение соучастия и сопереживания Ричарду до последнего момента оставляет слабую надежду на то, что всё закончится хорошо. Эмпатия к главному герою – самое удивительное ощущение, с которым можно с этого спектакля. Малоприятный исторический персонаж средневековой Англии внезапно, через превосходную актерскую игру Эмилии Кардинг, оживает на сцене. Он сходит со страниц книг и становится живым человеком, которого понимаешь, и которому сопереживаешь.
Король Ричард развлекает вас, шутит, хохмит, заискивает – всё ради зрелищ, ради зрителя. Всё это насмешка – смейтесь, развлекайтесь, но выживете ли вы? Не вонзят ли вам предательски кол в спину? Головы летят с плеч, жизнь продолжается, короли меняются, время идёт, история перемалывает в своих жерновах судьбы великих и простых людей, самые выдающиеся их которых попадут на театральную сцену.
God save Richard, England’s royal king!

 

Яна Квятковская, специально для Musecube.

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.