«Синяя синяя птица»: идеальный мюзикл для больших и маленьких

Если меня спросят (а бывает, и спрашивают ведь порой), какой детский мюзикл я считаю лучшим на настоящий момент, я, вообще не раздумывая, назову «Синюю синюю птицу» Театра Наций. Потому что подобного спектакля — одновременно сумасшедшего и мудрого, уморительно весёлого и заставляющего местами всплакнуть, одинаково интересного и взрослым, и малышам, невероятно красивого и впечатляющего режиссёрской работой — я лично не знаю.

 

Мне посчастливилось посмотреть «Синюю синюю птицу» во второй раз, и честно вам скажу — впечатления только усилились. Возможно, по той причине, что «Синяя синяя птица» — как театральный наркотик, который от раза к разу цепляет всё сильнее.

 

Я напомню, что от пьесы Мориса Метерлинка в спектакле Театра Наций не осталось практически ничего (и это здорово, ибо спектакль по Метерлинку — одно из самых страшных воспоминаний моего детства). Это — абсолютно самостоятельная история, придуманная Сергеем Плотовым, Вадимом Волей и Олегом Глушковым сотоварищи. Вам вынесут мозг — и вернут его обратно. Вы будете ежеминутно изумляться, КАК такое можно придумать?! И не найдёте ответа. Вас заставят хохотать, задуматься, расплакаться, захотеть обнять своих близких прямо здесь и сейчас… Но на протяжении обоих актов вы будете сидеть, разинув рот, и восторгаться спектаклем. Это я вам обещаю.

 

А на сцене… Друзья мои, мне действительно сложно описать это театральное хулиганство. Потому что это — небольшой (или глобальный — в рамках нашего отечественного театра для детей) шедевр.

 

Абсолютно правильные мысли: про то, что первостепенно и важно, про то, как нужно относиться к тем, кого любишь, про борьбу со страхами, про любовь к себе — и её приоритетность в определённых случаях, про любовь к другим, про… Вот тут вообще смело: про принятие ситуации вокруг себя (скажем, в своей стране заводных часов), про мнение о том, как надо жить: чтоб стабильность и неизменность или… наоборот?

 

«Синяя синяя птица» — это средоточие массы важных идей. Настолько уместных в наше время, что «военная сцена» (столкновение красной и синей армий) смотрится настолько актуально, что просто хочется молчать и кивать в согласии.

 

«Но ведь это детский спектакль!» — попеняете мне вы. А я соглашусь. Но — с дополнением. Дело в том, что маленькие зрители «Синей синей птицы» увидят свою историю — трогательную, драйвовую и вызывающую желание постоянно помогать персонажам, выкрикивая во весь голос, где находится тот или иной враг, куда идти и что делать (а ведь это — очень важно; интерактив с крошечной публикой осуществляется постоянно; когда возможно, артисты на него реагируют; а будь спектакль недушевным, дети бы просто сидели и молчали — их ведь не обманешь).

 

А взрослым достанется собственное шоу (пусть и в том же обрамлении). «Синяя синяя птица» — это умный спектакль, который на своём языке общается и с большими, и с маленькими — и никто не чувствует себя обделённым. И я, половозрелые друзья мои, уверяю вас: вы будете в восторге. Нет у вас детей? Так идите на «Синюю синюю птицу» сами! Есть? Приезжайте все вместе! «Синяя синяя птица» — это настолько круто, что посмотреть данный спектакль так же необходимо, как и новогоднее обращение президента (впрочем, без второго конкретно я проживу, а вот без первого…).

 

«Синяя синяя птица» — это невероятный праздник, аналогов которому не найти. И я не боюсь перехвалить спектакль — напротив, он настолько хорош, что, мне кажется, невозможно найти те слова, которые максимально достоверно позволят описать его. Этот мюзикл надо смотреть — и я вам настоятельно рекомендую уже сейчас начать изучать афишу. Как я понимаю, следующие спектакли нас ждут только в апреле. Так вот, не упустите их!

 

Теперь — по факту. «Синяя синяя птица» — это мюзикл, но «неправильный». Песен мало, и, пусть они и симпатичны, но не являются хитами (хотя на сей раз, сидя в зоне отличного звука, я и прониклась ариями, осознав, что они, на самом-то деле, вполне неплохи — пусть и всё ещё несамоценны).

 

Идеальны все музыкальные моменты сеньора Гастролли — с самой первой «увертюрной сцены» до катарсичного финала с зонтиком (кстати, только сейчас, возможно, из-за другого артиста, работающего на данной линейке, я осознала весомость персонажа Гастролли и его общность с Доктором и Птицеловом, исполняемых тем же актёром — это же один и тот же герой, несколько видоизменяющийся, но ведущий главную героиню к верному завершению спектакля). Шикарна ария Матильды про ненависть. И нет ни одной претензии к «фоновой» музыке — идеально атмосферной и замечательной.

 

Пожалуй, удалил бы кто из спектакля несколько арий (сеньора Гастролли не трогаем тут — он нужен) — результат был бы не менее феерическим. Но этого не надо, откровенно говоря, ибо все арии — милые уху и уместные. Хотя мюзикл всё равно остаётся «неправильным» — некоторые ключевые моменты лишены вокала. А, может, это и к лучшему?

 

«Синяя синяя птица» не следует канонам. Она выстраивает свои. И драматическая составляющая в этом спектакле так же важна, как и «второй кит», на котором стоит мюзикл — шоу-компонент.

 

Великолепные Lego-декорации, меняющиеся, как кажется, бесконечное число раз, красивейший экран-задник (конечно, я об изображениях на нём), превосходная бутафория, идеальные костюмы (я снова скажу: впервые вижу, как ростовые куклы работают выразительней артистов с открытыми лицами и видимой всем зрителям мимикой; и впервые же отмечаю, что данный подход максимально уместен и правилен), шедевральная режиссура…

 

«Синяя синяя птица» — это воздействие на зрение, слух, эмоции, чувства, сознание, подсознание… А ещё это — первоклассное шоу. Шоу сейчас в моде. А чтобы не просто красиво, но и с максимальным проникновением в душу — это вот сюда. Рекомендую.

 

Что касается артистов, то тут я продолжу восхищаться. Хотя и отмечу, что весной я видела в главной роли непревзойдённую Сэсэг Хапсасову. Она была настолько гармонична в заданных ей чумовых условиях, настолько по-детски непосредственна и идеальна, что я, скажу честно, несколько опасалась узреть вот сейчас в качестве Матильды Дарью Макарову. На самом деле, зря. Да, Сэсэг — это та вершина, которую сложно достигнуть даже с самым крутым альпинистским снаряжением. Но и Дарья шикарна. Её Матильда замечательна и достоверна, и, пусть и слышны некоторые вокальные огрехи, но она действительно является центром происходящего, с первой сцены влюбляет в себя зрителей и творит настоящее театральное волшебство. Кого я предпочту? Сэсэг. Но пойду ли в театр, если предложат, а в составе — Макарова? Да в первых же рядах!

 

Окончательно влюбилась в Павла Акимкина (его медведь Тидель — мой однозначный кумир) и Татьяну Щанкину. Увидела в новой линейке Стаса Беляева (а она мне, в его исполнении, между прочим, больше по нраву пришлась, ибо Карамельного короля классно сыграть, как на сей раз это сделал Олег Савцов, — одно, а выстроить весь спектакль своим Гастролли сотоварищи — совершенно иное). Возрадовалась Александру Емельянову с его шикарным павлином, филином и остальными персонажами. Восхитилась вокалом Евгения Зайцева (а у него там был момент для собственного небольшого соло). Ну, и все остальные шикарные люди на сцене (включая юных артистов из ДМТЮА) были первоклассны.

 

Что ж, «Синяя синяя птица» закрыла свой новогодний блок. Но она вернётся. И я искренне советую вам: вот неважно, сколько вам лет. Просто выбирайте дату и покупайте билеты. Этот мюзикл — из категории must see. Я видела — я знаю!

 

И да подарит вам счастье красный надувной динозавр (кто видел — тот понимает!).

 

Ирина Мишина специально для MUSECUBE
Фотографии Иры Полярной предоставлены театром

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.