Спектакль-путешествие от Сергея Безрукова

Народный артист и художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков привёз в Петербург свой предновогодний подарок — музыкальный спектакль «Энергичные люди» по одноимённому произведению Василия Шукшина. Надо сказать, что первая постановка этой сатирической повести шла несколько десятилетий с большим успехом на сцене Большого Драматического театра им. Г.А. Товстоногова. И вот Сергей Витальевич решил вновь обратиться к этой сатирической, но наполненной особой душевной теплотой пьесе, посвятив её своим родителям и 90-летию автора. Сам он с юности увлекался рассказами и фильмами Шукшина, среди которых особенно дороги ему режиссёрские работы Василия Макаровича: «Печки-лавочки», «Калина красная», — отсылки к ним есть и в новом спектакле. Премьера «Энергичных людей» прошла в Москве в марте текущего года и стала признанием в любви знаменитому писателю и режиссёру.

 

В столице, кстати, погружение в атмосферу спектакля начинается уже в фойе театра: тут расположены предметы интерьера и одежды того времени. Зрители с огромным удовольствием фотографируются в знакомой с детства обстановке, навивающей самые светлые и добрые воспоминания, и обмениваются впечатлениями.

 

Сергей Витальевич был так любезен, что перед первым показом своего детища в северной столице сам провёл так называемую «экскурсию-импровизацию» для представителей СМИ.

 

Видно, с какой любовью подбирались предметы обстановки трёхкомнатой квартиры-хрущёвки, в стенах которой разворачивается действие. Чего тут только нет: и венгерский мебельный гарнитур «Рамона» с неизменным фарфоровым сервизом и хрусталём, ценившимся на вес золота. И холодильник ЗИЛ, на котором стоит приёмник «Океан», и магнитофон Sony со звучащим из него Демисом Руссосом! Конечно же, радиола «Вега» с коллекцией пластинок, среди которых Высоцкий и Shockin’ Blue, плакат ABBA и портрет Есенина на стене — тот самый, что висел в каждом доме! Бар с золотой бахромой, уставленный бокалами всевозможных размеров и форм и 5-звёздочным армянским коньяком, ножички и вилочки — да-да, те самые, что встречаются ещё во многих наших домах, с гладкими ручками кремового цвета! И сифон для газировки воды, и хрустальная люстра, и… неизменный атрибут жён советских «предпринимателей» — каракулевая шубка и норковая шапка в тон! Отдельного внимания заслуживает содержимое холодильников: традиционный оливье, икра, шампанское, элитные сорта колбасы и севрюга, консервированные помидорчики и огурчики (с рассолом «на утро»), жигулёвское пиво.

Для создания особой атмосферы спектакля-праздника в глубине сцены разместился целый ансамбль — ВИА «Энергичные люди»: ионика, ударная установка, две гитары, саксофон, труба и тромбон. Их хозяевами стали артисты Губернаторского оркестра Московской области. Все музыканты облачены в парадные белые костюмы с блестящими лацканами, из-под которых выглядывают яркие остроконечные воротнички, и в туфли на серебряных платформах. Один из них, Евгений Гомоной — профессиональный барабанщик, выступает также и ведущим спектакля, вставляя ремарки от лица автора. Режиссёр постарался придать музыкальной стороне спектакля живой аутентичный звук из «тех самых времён», когда родители были молоды, а мы были ещё детьми.

 

О ком же этот спектакль? О предприимчивых людях эпохи застоя. О тех, кого называли спекулянтами и фарцовщиками, чья изобретательность и деловые качества превосходили возможности, которые предоставляла своим гражданам советская система. Их инициативность и кипучая энергия не могли найти себе выхода в рамках законов того времени, и, приняв, «как положено», на грудь они отправлялись в путешествие по стране и дальше в своих фантазиях превращаясь то в стаю перелётных птиц, то выстраиваясь паровозиком. О жажде покорения новых горизонтов свидетельствуют и африканские маски на стене, и алое с золотыми шитьём сомбреро, и импортные вещи, населяющие дом удачливых «бизнесменов» того времени. Но сами они считали, что имеют от своей деятельности заслуженный бонус, ибо «в бюджете заложено 15% на воровство».

 

Даже внешний вид этих граждан обращает на себя внимание: цветастые рубахи с остроконечным воротом и брюки клёш, бакенбарды а-ля Битлз и демонстративное поведение. Безусловно, образы утрированы: Безруков поставил комедию в стиле дель-арте, игры масок. Таким образом, мы имеем дело с антигероями-шаржами советской эпохи, будто сошедшими со страниц популярного журнала «Крокодил» или выглянувшими к нам из сатирического киноальманаха «Фитиль». К этому подводят зрителя даже прозвища персонажей, лишённых имён: Брюхатый (Александр Тютин), Курносый (Степан Куликов), Лысый (заслуженный артист Московской области Михаил Шилов), Чернявый (Дмитрий Карташов) и… Простой Человек (заслуженный артист Московской области Олег Курлов). Для контраста он в синей олимпийке и тренировочных штанах.

Интересным приёмом стало использование жанра спектакля-караоке: по ходу действия звучит множество шлягеров советской эстрады и хитов зарубежной поп-музыки, актёрский состав приглашает зрителей принять участие в совместном исполнении всеми любимых песен: «Там, где клён шумит», «Постой, паровоз», «Под крылом самолёта…», «Как прекрасен этот мир». Любимые с детства песни из советских мультфильмов также вызывают тёплый отклик публики: «Голубой вагон», «Крейсер «Аврора», «Луч света золотого…» из «Бременских музыкантов». Кстати, в буклете к спектаклю даже специально приложен список текстов песен, адресованный любителям жанра караоке: «Летят перелётные птицы», «Из-за острова на стрежень», «Прощай», «Лебединая песня», «Один раз в год сады цветут», «Колокольчик» («Диги-дон»).

 

Реверансом в сторону Санкт-Петербурга стало виртуозное исполнение Аристархом Петровичем Кузькиным (заслуженный артист Московской области Сергей Вершинин) «Гимна великому городу» на бокалах, «Калинки-малинки», и, как привет с родины Сергея Витальевича, «Подмосковных вечеров», вызвавших неизменный восторг публики!

 

Перед Премьерой удалось немного пообщаться с актёрами спектакля: они говорили, что репетировали с большим воодушевлением, с огромным удовольствием, шутками, смехом. Рассказывали о курьёзных случаях, произошедших с ними во время репетиций: ведь это полный юмора и светлой, жизнеутверждающей энергии именно актёрский спектакль, любимое детище и режиссёра-постановщика и актёрского ансамбля, с огромной радостью и предвкушением восторга публики принесённое в культурную столицу. Даже москвичам важно, как примет спектакль избалованная на премьеры петербургская публика: ведь если он пойдёт и здесь, то это своеобразный стандарт качества их работы.

 

Закончилась музыкальная феерия совместным исполнением актёрами и зрителями всенародно любимой «Не надо печалиться…», сопровождаемой овациями довольной зрительской аудитории, которую пришлось исполнять несколько раз. Спасибо Сергею Витальевичу и его команде за светлую ностальгию, которую он пробудил своей работой у старшего поколения, радостные воспоминания о детстве и юности у среднего, и культурный мостик, перекинутый к молодёжи, которая родилась и выросла уже в другой стране, и о том, что было раньше, знает только понаслышке.

 

А на сцену всё несли и несли цветы… Спасибо за прекрасный вечер! Приезжайте к нам снова!

 

 

Марина Чистякова специально для Musecube

Использованы фотографии с сайта afisha.yandex.ru

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.